Акира Укимура (Akira Ukimura), Хирохиса Мацуда (Hirohisa Matsuda), Йоко Ямаучи (Yoko Yamauchi), Кацухиса Ямамото (Kazuhisa Yamamoto), Кей Хираи (Kei Hirai), Нобуюки Уэно (Nobuyuki Ueno), Хидеаки Ясуда (Hideaki Yasuda), Шута Оно (Shuta Ono)
Предыдущие исследования показали, что блокатор рецепторов ангиотензина-II могут снижать уровень смертности вследствие неблагоприятных сердечнососудистых событий среди пациентов, находящихся на гемодиализе. Исследование 2015 года, проводившееся специалистами из Медицинского колледжа Осаки (Япония), очередной раз подтвердило терапевтические преимущества азилсартана как антигипретензивного средства, продемонстрировав целесообразность его применения в сложных клинических случая. В исследовании, кратко изложенном ниже, азилсартан показал более высокую эффективность в лечении пациентов с неконтролируемой гипертензией, находящихся на гемодиализе, по сравнению с олмесартаном.
Аннотация: Азилсартан является новым лекарственным средством, относящимся к группе блокаторов рецепторов 1-го типа к ангиотензину II, которое обладает более продолжительным антигипертензивным действием по сравнению с аналогами. Целью данного исследования являлась демонстрация эффективности и безопасности применения азилсартана в терапии пациентов с неконтролируемой гипертензией, находящихся на гемодиализе.
Методы: В ретроспективное обсервационное исследование включили 22 пациента в возрасте от 57 до 77 лет, находившихся на гемодиализе и проходившие комплексную медикаментозную терапию, включавшую олмесартан (20-40 мг/сутки) более 3 месяцев. Во второй фазе исследования вместо олмесартана всем участникам в аналогичной дозировке был назначен азилсартан (20-40 мг/сутки).
Измерение артериального давления (АД) проводилось на дому дважды в день утром и вечером (в общей сложности – 14 раз в неделю). Таким образом, были отобраны пациенты, чье систолическое АД составляло > 160 мм рт.ст., или временное систолическое АД превышало 180 мм рт.ст.
Вначале, а также спустя 6 месяцев последующего наблюдения участники проходили электрокардиографию, эхокардиографию, а проходимости кровеносных сосудов оценивалась посредством измерения лодыжечно-брахиального индекса. На протяжении последующих 9 месяцев участники также самостоятельно проводили в домашних условиях измерение АД, частоту сердечных сокращений, а также уровень натрия и калия в сыворотке крови.
Результаты: У всех пациентов наблюдалось значительное уменьшение показателей систолического АД через 1; 3; 6 и 9 месяцев после начала приема азилсартана.
Так, средние показатели САД до перехода с олмесартана на азилсартан составляли 170,7 ± 12,5 мм рт. ст.
Показатели САД значительно снизились через 1 месяц после перехода на азилсартан (160,0 ± 14,2 мм рт. ст.; p < 0,001).
Показатели САД 3 месяца спустя после перехода на азилсартан составляли 158,2 ± 14,0 мм рт. ст.; p < 0,001; 6 месяцев спустя: 157,4 ± 14,8 мм рт. ст., p < 0,001; 9 месяцев спустя: 153,0 ± 17,3 мм рт. ст., p < 0,001.
Вместе с тем переключение участников на прием азилсартана не оказывало влияния на показатели уровня калия в сыворотке крови.
Выводы: Замена олмесартана азилсартаном у пациентов на гемодиализе обеспечивала значительное и безопасное снижение показателей АД. Некоторые данные свидетельствуют о том, что столь ярко выраженный антигипертензивный эффект азилсартана возникает как результат сочетания его первичного эффекта бета-блокатора и более сильной супрессии симпатической нервной системы. Таким образом, переход на азилсартан может улучшить прогноз у пациентов с гемодиализом.
По всей видимости, прием азилсартана, предпочтителен для контроля АД у пациентов, находящихся на гемодиализе, поскольку часто им противопоказаны блокаторы кальциевых каналов из-за риска развития выраженных побочных эффектов
Надлежащие изменения образа жизни — краеугольный камень профилактики АГ. Они важны и для ее лечения, хотя изменения в образе жизни никогда не должны становиться поводом для откладывания медикаментозной терапии у больных из категории высокого риска.
Сучасний розвиток медицини передбачає постійне удосконалення заходів щодо діагностики, лікування та профілактики захворювань з урахуванням вимог доказової медицини.